Речевое развитие

 

 

Консультация для родителей

"Ребенок не говорит - что делать?"

Подготовила учитель-логопед Горбатых И. А.

Речь - это необходимый компонент общения. Речью ребенок овладевает в раннем возрасте. В семье родился ребенок. Это счастье. Но проходит некоторое время и родители начинают замечать пробелы в его речевом развитии. Малышу уже три года, а его сло­варный запас ограничивается небольшим количеством обиходных слов. Что делать? Не паниковать! Но обязательно обратиться к логопеду, выяснить причины такого речевого неуспеха. Очень важно общаться с ребенком как можно больше, создать в семье благополучную речевую среду. Речь четкая и выразительная должна стать образцом для малыша. Важно не вовремя дать малышу то, что он хочет, а создать ситуацию просьбы, общения, желания сказать, попросить. Создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в рече­вом общении - важнейшая предпосылка совершенствования речевой деятельности ребенка. Озвучивать, оречевлять все предметы, окружающие ребенка, четко называть их, а также чаще побуждать к речи малыша обращениями: «Скажи! Повтори! Назови! Что это? Где?» - это главное.

Очень важно, как можно раньше включить ребенка в различные виды деятельности. С мамой или бабушкой постирать белье, с папой -вымыть посуду, пропылесосить ковер, с дедушкой -постучать деревянным молоточком по доске, забивая гвоздь. Ведь, если ребенок не участвует в делах взрослых, а слышит только окрики (нельзя, отойди, разобьешь, сломаешь), он растет капризным боится всего, а главное не хочет общаться. Без овладения предметной деятельностью у малыша не появляется потребности в речевом общении.

Любой предмет приобретает особую притягательность для ребенка, если с ним действовал взрослый. Опуститесь на уровень ребенка- ползайте с ним по ковру, поиграйте с пирамидкой, матрешкой, куклой, покажите машинку, увезите животных в зоопарк и т.д.

Важно, чтобы в игре ребенок к 3 годам овладел рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Но здесь очень важно не переусердствовать, и, вводя ребенка в мир рациональной, практической жизни, не лишить его игры, сказки, фантазии.

Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Если вы хотите научить вашего малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, думать и говорить, постарайтесь научить его играть.

Как можно раньше приобщайте ребенка к книге. Читайте ему сказки, потешки, небольшие стихи, ведь они написаны талантливыми мастерами родного слова, глубоко понимающими психологию маленького ребенка. Терпеливо приучайте к бережному отношению к книге. Если же ребенок «нечаянно» порвал страничку, «полечите» книжку вместе с ним.

А совместные со взрослыми игры в песочнице - это же замечательнейшее средство для развития умения общаться! Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: доброта, любовь, фантазия папы, мамы и ребенка. Малыш с величайшим удовольствием экспериментирует с водой, песком и тогда, когда папа и мама загорают или купаются в море. Приобщитесь к ребенку -возведите вместе с ним крепости, дома, замки! Создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства, развивается его тонкая моторика рук, у ребенка появляется желание говорить о своих ощущениях.

Развитие мелкой  моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Ведь пока движения пальцев скованны, неловки, развитие речи будет затруднено.

Психологами давно доказано, что формирование речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев рук. Сортируйте вместе с ребенком мелкие предметы, застегивайте и расстегивайте пуговицы, молнии, шнуруйте ботинки. Очень прост метод тренировки пальчиков - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кон­чиков к запястью. Полезны и простейшие упражнения: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. Всевозможные игры с пальчиками, начиная с «Сороки-белобоки», развивает чувство ритма, воображение, вызывает смех и, главное, радость общения.

Неплохо способствуют речевому становлению геометрические игры. Выкладывание из кружков, овалов и других фигу; гусениц,

бабочек, петушков, птичек, грибочков - интересное и полезное занятие. Сначала выкладывает взрослый, вызывая удивление ребенка, побуждая его к называнию «Что получилось?», затем ребенок сам приобщается к игре. Такие игры развивают наглядное мышление, воображение, фантазию, активизируют творческие способности и речь.

Одним и из решающих условий развития речи является умение и желание общаться не только со взрослыми в семье, но и вне семьи, а главное, общаться со сверстниками. Не говорящего ребенка желательно как можно раньше определить в дошкольное учреждение. Именно в общении со сверстниками дети смогут реализовать свои речевые возможности, восполнить их. Существенный фактор формирования общения - бытовое взаимодействие детей внутри группы. Здесь дети сами, порой без помощи взрослых, находят наиболее продуктивные способы общения друг с другом. Они общаются в игре.  Конструируют, рисуют, лепят, танцуют, поют, де­журят в столовой, делают уборку после игр, контактируют на прогулке. Ценность такого детского сотрудничества очень значима для развития речи. Разговаривая с взрослым в семье, ребенок не прикладывает специальных усилий, чтобы его поняли. Другое дело- сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания, настроение своего приятеля. Им надо все четко и ясно сказать: чего хочешь, чем недоволен,  что собираешься делать, во что любишь играть и т.д. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются связно, четко выражать свои намерения, мысли, желания. Общаясь друг с другом в процессе игр и других  естественно складывающихся ситуациях, дети понимают друг друга, используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Если взрослый дает ребенку норму речевого общения, то общение со сверстниками создает условия для самостоятельного речевого творчества.

Очень хорошо устраивать в семье праздники для детей. Пригласить друзей ребенка, попеть с ними песенки, почитать стишки, поплясать под задорную музыку, поиграть в настольные игры.

Родители играют ключевую роль в речевом развитии  не говорящего ребенка. Однако, помощь специалиста (логопеда) необходима. Своевременная организация сотрудничества специалистов и родителей - эффективная помощь ребенку в ста­новлении речи. От этого зависит будущее вашего ребенка.


Занятие с элементами театрализации по русской  народной сказке «Заюшкина избушка» 

подготовила и провела учитель-логопед Носорева Е. С.

Задачи:

Речевое развитие:

совершенствовать навыки развития фонематического слуха

упражнять  в нахождении слов с заданным звуком;

подбирать слова с противоположным значением;

развивать интонационную выразительность речи;

закреплять умения разыгрывать знакомую сказку с помощью
игрушек бибабо;

развивать навыки самоконтроля за правильным    произношением    звуков в собственной речи;

формировать   фонематическое   вос­приятие, навыки звукобуквенного ана­лиза;

совершенствовать     навыки     чтения и письма;

обогащать активный словарный за­пас по теме «Овощи, фрукты, продукты»;

Художественно-эстетическое разви­тие:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного);                                                                              восприятие художественной литературы, фольклора; 

 стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;  

Познавательное развитие:

обучать составлению слов из слогов;

развивать умение подбирать синонимы, антонимы.

развивать    психические    процессы: внимание, память, восприятие, мышле­ние;

развивать наблюдательность;

Физическое развитие:

развивать   ориентирование   в   про­странстве;

развивать общую и мелкую мотори­ку, координацию движения;

Социально-коммуникативное раз­витие:

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Игрушки бибабо: заяц, лиса, медведь, собака, петух.
  2. Декорация к сказке: домики, пенек.
  3. Магнитная доска, буквы.
  4. Продукты в корзине.
  5. Картонные морковки с начинкой из настоящих конфет.
  6. Простые карандаши, половина альбомного листа бумаги.

Ход занятия:

1.  Организационный момент
Логопед

- Ребята, вы любите сказки? Сможете угадать сказку по нескольким
словам?

Давайте попробуем. Тянут - потянут...«Репка».

  • · Высоко сижу.. .«Машенька и медведь».
  • · Яблонька, спрячь нас... «Гуси-лебеди».
  • · В правое ухо влезла, а в левое вылезла...
    -«Крошечка-хаврошечка».
  • · Как выскочу… «Заюшкина избушка».

2. Театрализация сказки

Логопед

-  Молодцы, сказки знаете. А сейчас давайте представим, что мы в
кукольном театре. Сейчас вам покажут сказку «Заюшкина избушка».
Дети, которые будут играть сказку, - артисты. А вы будете зрителями.

- В театре и артисты и зрители ведут себя хорошо: не шумят, не кричат.

Дети с помощью игрушек-самоделок обыгрывают сказку.

3. Беседа по сказке

Логопед

-Кто обидел зайчика?

Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам жалко? Почему?

У зайчика появилось много друзей. Сколько?

Кто пришел на помощь первым? —

Каким по счету пришел медведь? -

А что было бы, если бы петушок не прогнал лису?

Почему зайчик пустил лису?

А кому верите вы?

Можно ли верить незнакомому человеку?

-Что победило в сказке - добро или зло?

Дети отвечают на каждый вопрос.

 4. Работа с речевым материалом.

1) Закрепление антонимов Логопед

-Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса.. .(Смеется).

-Собака трусливая, а петух.. .(Смелый).

Зимой было холодно, а весной.. .(Тепло).

Зайчик маленький, а медведь.. .(Большой).

Весна пришла, а зима.. .(Ушла).

2) Физкультминутка

Логопед      

-Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем. Давайте сделаем «звериную зарядку».

Составление слов из слогов

Логопед

- почему-то зайчик наш грустный. Он хочет мне что-то сказать. (Берет
зайчика и слушает, что он говорит.) Ребята, зайчик сказал, что лиса,
убегая из домика, все разбросала, а он ведь готовится к школе. Он
просит, чтобы вы помогли ему составить слова из слогов.

Дети на магнитной доске составляют из слогов слова собака, избушка, весна,

  • Молодцы! Помогли зайчику. Ты доволен, зайчик? Опять грустный?
    Что теперь ты хочешь? (Слушает, что говорит зайчик.) Он хочет
    кушать.
  • Ребята, у меня тут случайно оказалась корзинка с продуктами.
    Отдадим их зайчику. Но зайчик любит только овощи и фрукты.
    Давайте, разложим их в две тарелочки. В одной будут овощи в другой
    фрукты, далее определить овощи и фрукты, в названии которых есть
    звуки [р], [р']- [с], [с'].

Дети выполняют задания.

4) Работа в тетради Логопед

-  Зайчик хочет еще что-то нам сказать. (Слушает зайку.) Зайчик
просит, чтобы вы нарисовали его и петушка. Но не просто, а штрихом.
Дефектолог раздает листочки с контурным изображением зайца и
петуха и карандаши. Напоминает, что рисовать надо от точки: ставится
точка (глаз) и вокруг нее располагаются штрихи. Дети рисуют.

5. Итог занятия

Дети вместе     рассматривают рисунки.

-Какие красивые получились герои сказки! Ребята, а как сказка называется? Давайте вспомним, чем же мы сегодня помогли зайчику, какие задания мы выполняли?

(Дети вспоминают, чем занимались на занятии)

- Смотрите, а зайчик наш стал веселым. Он хочет угостить нас морковкой.

Детям вручается сюрприз: картонная морковка с начинкой из настоящей конфеты.

 

«Путешествие на воздушном шаре». Звуки Р - Р,. Буква Р.

(конспект занятия)

подготовила и провела учитель-логопед Носорева Е. С.

Задачи:

Речевое развитие:

  • закреплять приобретенные произно­сительные умения;
  • развивать навыки самоконтроля за правильным    произношением    звуков в собственной речи;
  • формировать   фонематическое   вос­приятие, навыки звукобуквенного ана­лиза;
  • совершенствовать     навыки     чтения и письма;
  • обогащать активный словарный за­пас

Художественно-эстетическое разви­тие:

  • восприятие художественной литературы, фольклора (разучивание чистоговорок);
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством изготовления букв из фасоли.

Познавательное развитие:

  • закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква);
  • развивать    психические    процессы: внимание, память, восприятие, мышле­ние;
  • развивать наблюдательность;

Физическое развитие:

  • развивать   ориентирование   в   про­странстве;
  • развивать общую и мелкую мотори­ку, координацию движения;

Социально-коммуникативное раз­витие:

•  развивать умение работать в коман­де, развивать чувство ответственности,
взаимопомощи.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Дети заходят под музыку в зал.

Логопед: Ребята, посмотрите как много гостей пришло к нам на

занятие. Поздороваемся с ними.

Далее дети проходят на и садятся на стульчики. В это время слышится шум, после которого в комнату влетает воздушный шар с посланием.

Логопед: - Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. - Давайте откроем конверт и посмотрим что там,(Логопед открывает конверт и достает оттуда диск с видео посланием)

Логопед включает проектор и вместе с детьми смотрят видео послание.

«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут принцесса Всезнайка. Хочу поздравить вас, ведь вы скоро идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил/для вас сюрприз-клад. Вы сможете его найти, если соберете все кусочки карты, которые я отправила на разные острова. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы получите карту. А найти нужный остров вам поможет воздушный шарик»

Логопед: Вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной.

Один, два, три

 Воздушный шар, лети

 И к острову нас принеси. (Звучит музыка полета)

- Представьте, что мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые
голова, руки ноги. Скорость начинает снижаться и мы приземляемся на
землю. Открывайте глаза.

К детям выходит хозяйка острова Произношения.

  • · Здравствуйте, ребята. Что вас привело на мой остров? (мы прилетели
    за картой)
  • · Хорошо, я отдам вам часть карты, если вы выполните мои задания.

Дети проходят на стулья.

1-е задание: Характеристика звуков Р-Р.

Детям раздаются зеркала, они произносят звуки Р-Р, дают

характеристику

  • · Когда мы произносим звук Р язык находится за верхними зубами,
    воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.
  • · когда мы произносим звук Р’ Язык опускается немного ниже, губы в
    улыбке, струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Далее характеристика звуков по схемам.

Хозяйка острова: - Молодцы! С этим заданием вы справились. А сейчас вы должны правильно проговорить за мной чистоговорки.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ро-ро-ро - у нас новое ведро.

Ра-ры-ры — у мальчика шары.

Ре-ре-ре - стоит домик на горе.

 Ри-ри-ри — на ветках снегири.

После этого хозяйка острова отдает детям кусочек карты.

Логопед: - Ребята, у нас уже есть первая часть карты, отправляемся в путь за другой.

Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной.

 Один, два, три

Воздушный шар, лети

И к острову нас принеси. (Звучит музыка полета)

Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки ноги. Скорость начинает снижаться и мы приземляемся на землю. Открывайте глаза.

Выходит хозяйка острова Звуков.

- ребята, я знаю что вы прилетели за картой. Но прежде, чем я вам ее

отдам вы должны мне помочь.

У нас на острове часто пропадают звуки. И сегодня у нас исчезли звуки

Р и Р’. На остров привезли много фруктов и овощей, но мы не можем

понять какие. Поможете исправить ошибки .

Хозяйка острова называет фрукты и овощи, пропуская звуки Р и Р,

дети называют верно. Картинки с изображением овощей и фруктов

выставляются на доску.

Хума - хурма

Едис - редис

Моковь - морковь

Гуша — груша

Помидо - помидор

Абикос - абрикос

Ганат - гранат

Песик - персик

Огуец - огурец

После этого детям раздаются карточки с цифрами, дети должны показать цифру, соответствующую месту звуков Р и Р в этих словах.

После выполнения всех заданий детям вручается 2-ая часть карты Логопед: - Ребята, у нас уже есть две части карты, отправляемся в путь за последней.

Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной.

Один, два, три

Воздушный шар, лети

И к острову нас принеси.

(Звучит музыка полета)

Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки ноги.

Скорость начинает снижаться и мы приземляемся на землю.

Открывайте глаза.

В зале раздается голос: «Здравствуйте, ребята. Вы попали на остров звуков и букв. Мы звук Р и звук Р. Вы не можете нас видеть, потому что мы звуки, нас только слышат и произносят, а какой буквой мы обозначаемся мы еще не знаем. Поможете нам найти нашу букву.

Логопед: Поможем звукам Р и Р найти букву. Логопед приглашает детей сесть за столы.

Логопед: - Звуки Р и Р мы слышим и произносим, а обозначаются они

буквой Р.

Демонстрация буквы Р и ее шуточного изображения.

1. Письмо буквы.

Букву Р писать несложно. Справа к палке осторожно Подрисуем мы кружок и Получится флажок.

  1. Выкладывание буквы из фасоли
  2. Игра «Дерево»
    На доске дерево

Дети по очереди подходят к дереву и обводят букву Р.

3)  Дети печатают букву в букву в тетрадях

4)   Упр. «Перепутанные слоги»

Дети должны из перепутанных слогов сложит нужное слово

КА-РУ - рука БА-РЫ - рыба ТА-КАР - карта ЗА-ГРО - гроза

После выполнения заданий дети получают последнюю часть карты.

Логопед на доске соединяет все кусочки карты, и по ней идут искать

клад.

(В сундуке конфеты и медальки)