Физическое развитие

 

Конспект

физкультурно-оздоровительного досуга

 во второй младшей группе №5

Тема: «В гостях у петушка»

Подготовили:

инструктор по физической культуре

Черная Марина Викторовна

воспитатель

Морозова Наталья Викторовна

Курск 2017

Цель: приобщать дошкольников к физической культуре, упражнять в основных видах движений в процессе игры.

Задачи:

  1. Упражнять детей в ходьбе и беге.
  2. Развивать умение приземляться на полусогнутые ноги.
  3. Развивать ловкость, выносливость, равновесие, ориентировку в пространстве.

Оборудование: гимнастическая скамья, кегли, обручи, мешочки, маска лисы, наряд петушка, плакаты с изображением обитателей птичьего двора.

Ход занятия.

Дети входят под музыку, строятся в шеренгу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте их поприветствуем.

Дети: Мы не просто шарики, веселые смешарики!

Мы умные и чистые, глаза наши лучистые,

Мы любим умываться и спортом заниматься!

Раздается крик петуха.

Воспитатель: Кто это кричит, вы узнали Ребята к нам в гости сегодня пришел петушок! Вы его узнали?

Дети: Да!

Петушок: Ку-ка-ре- ку, здравствуйте, друзья!

Воспитатель:  Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка….

Петушок: Я рано встал, потому что к вам в гости спешил! А вы рано встаете, ребята? А зарядку по утрам делаете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Покажем  петушку, как мы умеем делать зарядку! Петушок, присоединяйся к нам.

Петушок: Я с удовольствием сделаю ее с вами!

(Под ритмичную музыку дети делают разминку ходьба по кругу, на носках, бег по кругу)

Петушок: Молодцы, ребята! Я на птичьем дворе тоже каждый день упражняюсь, чтобы быть сильным, ловким и смелым.  Хотите, покажу свои упражнения? Вы будете выполнять их со мной?

Ответы детей.

Общеразвивающие  упражнения.

  1. «Петушок машет крыльями».

И.п.: ноги вместе, руки  в стороны - помахать всей рукой и кистью.

  1. «Петушок пьет воду».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе – наклоны вниз.

  1. «Петушок клюет зернышки».

И.п.: ноги вместе, руки на поясе - присесть постучать пальчиками по полу.

  1. «Петушок радуется».

И.п.: ноги вместе, руки на поясе - пружинки и подпрыгивания.

Петушок:  Молодцы, дети! Вы правильно выполнили все упражнения! И я вас приглашаю на птичий двор.

Воспитатель:  Но, ребята, дорога на птичий двор трудна. Вы готовы к трудностям? Тогда становитесь за петушком! В дорогу! Торопитесь (ходьба в колонне за петушком).

Звучит музыка.

Основные виды движений.

Воспитатель:  А вот первое препятствие, на нашем пути ручеек. Нам по мостику нужно перейти ручеек.

В колонне по одному дети выполняют ходьбу по гимнастической скамейке  в умеренном темпе, балансируя руками, затем спрыгивают со скамейки на пол.

Петушок: Я очень доволен вами, отправляемся дальше. На пути много деревьев, нужно пройти между ними.

Дети, взявшись за руки, продвигаются между кеглями.

Воспитатель:  Ребята  дальше мы не можем пройти, так как впереди у нас болото. Что же нам делать?

Петушок: Можно прыгать по кочкам и камешкам!

На полу лежат 5 – 6 обручей, дети выполняют прыжки на двух ногах из обруча в обруч.

Воспитатель:  Вот и мы пришли на птичий  двор! Что здесь за беспорядок, на поляне, где должны гулять цыплята, лежат большие камни.

Петушок: Кто же поможет убрать птичий двор? Один я не справлюсь.

Воспитатель: Петушок, ребята тебе помогут! Они очень ловкие и быстрые.

Игра «Большие камни».

Под музыку дети собирают рассыпанные по полу предметы (мешочки, мячи).

Воспитатель: Вот мы и убрали камни, молодцы!

Петушок: Спасибо! Как чисто стало на дворе! Ребята, вы не хорошо потрудились!  Давайте поиграем, погуляем на поляне, когда  лиса выйдет на охоту, будем вместе прятаться в курятнике.

Подвижная игра «Лиса и цыплята».

Петушок: Друзья, сегодня вы прошли все испытания, не испугались лисы, помогли мне убрать птичий двор. Вы были смелыми, сильными и ловкими. И я приготовил для вас подарок!

Воспитатель:  Спасибо, Петушок! У тебя в гостях было интересно. Ребята, нам пора возвращаться домой! Давайте попрощаемся с петушком и про-ку-ка-ре-ка-ем, как он.

 Дыхательная гимнастика

И.п.: стоя ноги врозь, руки опущены – глубокий вдох, на выдохе произнести «Ку-ка-ре-ку».

Воспитатель: Спасибо за угощение! А теперь нам пора в путь – дорогу! Ребята, становитесь за мной!

Ходьба в колонне, выход из зала под музыку.

 

 

Конспект

физкультурно-оздоровительного досуга

 в старшей группе общеразвивающей направленности №4

Тема: «Морское путешествие».

 

Подготовили:

инструктор по физической культуре

Черная Марина Викторовна

воспитатель

Воронцова Елена Владимировна 

 

Курск 2017

Цель: приобщение дошкольников здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Задачи:

  • Развивать интерес детей к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни.
  • Развивать физические качества: ловкость, скорость, ориентировку в пространстве.
  • Учить детей действовать в команде, по сюжету.
  • Воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.

 

Оборудование:

Эмблемы «Дельфины», 10 кеглей, 2 обруча, 2 корзины, мешочки с песком (кубики) по количеству участников, 2 подноса, 2 мольберта, наглядное пособие «Продукты питания»,  2 стойки.

Ход досуга.

Дети входят в зал под музыку, строятся в шеренгу.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые дети и гости!

Звучит музыка «Шум моря, крики чаек». 

Сегодня наш корабль «Северная звезда» отправляется в учебное морское плавание. Задача важная и ответственная. На учебные сборы прибыли самые смелые, отважные моряки.

Наша команда называется…

Дети: «Дельфины»

Воспитатель: Сегодня на нашем корабле собрались ловкие и находчивые юнги. Вас ждут нелегкие испытания. Все готовы отправиться в плавание?

Дети: Да!

Слышна морская музыка.

Воспитатель: Дети, кажется, к нам кто-то торопится!

Выход Капитана.

Капитан: Здравствуйте, мои друзья!

Как же рад вас видеть я!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто наш гость? Кто это?

Ответы детей.

Капитан: Я, друзья, моряк бывалый!

Стран объездил я немало.

Бороздил я океан,

Плавал тут и плавал там.

Ребята, куда вы отправляетесь?

Ответы детей.

Капитан: А вы знаете, что настоящий моряк должен быть здоров и находиться в хорошей физической форме?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают моряки по утрам, чтобы быть здоровыми и сильными?

Ответы детей.

Воспитатель: Перед отправлением в плавание нам тоже нужно провести разминку. Капитан, ты нам поможешь?

Капитан: С большим удовольствием!

Проходите все на борт, вас давно корабль ждет!

Дети выполняют комплекс упражнений.

1.  «Поплыли»

Разведение рук вперед – в стороны.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях у груди.

2.  «В дозоре»   

Наклоны вперед, не сгибая колени.

И.п. – ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая ладонь – ко лбу (поменять руки).

3.  «Волны»

Перекат - присед влево – вправо.

И.п. – ноги широко расставлены, прямые руки в стороны.

4.  «На море качка»

Бег на месте с высоким подниманием коленей (с захлестом голени).

И.п. – ноги на расстоянии ступни, руки на поясе.

5. «Бросаем якорь»

Наклоны вниз, коснуться руками пола.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Капитан: Молодцы! Настоящие моряки!

Включается аудиозапись «Шум моря. Шторм».

Воспитатель: Тучи в небе набежали,

Ветер на море нагнали,

Ветер волнами играет,

Наш корабль сильней качает!

Ребята, что это за шум?

Дети: Шторм.

Воспитатель: Да, на море поднимается шторм, корабль сносит. На пути множество рифов. Что же делать?

Капитан:  Нам нужно пройти между рифами. Я помогу вам. За мной в колону по одному!

Эстафета «Между рифами». 

Бег с подскоками змейкой между кеглями, вокруг стойки, возвращение назад.

Капитан: Молодцы! Правильно и точно выполнили задание. Корабль спасен!

Воспитатель: Ребята, после шторма воздух прохладен и свеж.

Капитан: Давайте подышим свежим морским воздухом!

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Во время шторма на палубу выбросило много водорослей и песка. Надо срочно привести ее в порядок.

Капитан: Расчет на 1й, 2й. 2 команды.

Эстафета «Уборка палубы»

В 2 обручах на определенном расстоянии разложены мешочки (кубики). Первый участник бежит, берет мешочек, возвращается назад, кладет его в корзину, встает в конец колонны. Бежит второй участник и т.д.

Капитан: Молодцы, юнги! Как чисто стало на корабле!

Пора бы подкрепиться. Кто поможет приготовить обед?

Воспитатель: Капитан! Любой юнга может приготовить вкусный обед и заменить кока.

Капитан: Это  мы сейчас проверим! У нас на корабле большие запасы продуктов питания. Но не все моряки знают, что полезно для здоровья, а что нет.

Воспитатель: Мы поможем! Наши дети знают все о полезной и неполезной еде!

Игра  «Полезное - неполезное»

2 команды. 2 мольберта и картинки с продуктами питания на подносе.

1я команда выбирает полезную еду, 2я команда – неполезную.

Капитан: Вы хорошо справились с заданием! Плавание продолжаем. И я предлагаю поиграть.

Эстафета «Чья команда быстрее доплывет до берега?»

1й участник, обегает стойку, берет за руку 2го участника, затем 3го и так далее, пока вся команда не обежит стойку и вернется к старту.

Воспитатель: Вы славно потрудились, можно немного отдохнуть.

Игра «Я скажу, а ты продолжи…»

Воспиатель задает вопросы по теме.

  1. Чтоб здоровым, чистым быть,

Нужно руки с (мылом мыть).

  1. Здоровье в порядке –

Спасибо (зарядке).

  1. Ежедневно закаляйся,

Водой прохладной (обливайся).

  1. Защититься от ангины

Нам помогут (витамины).

Капитан: Какие умные ребята, вы отлично отвечали на вопросы!

Воспитатель: Наше плавание подошло к концу! Пора возвращаться домой! Мы выполнили все поставленные перед нами задачи. Сегодня вы доказали, что настоящими моряками могут стать только здоровые, сильные, смелые юнги, готовые прийти на помощь в любую минуту.

Капитан: Поздравляю с окончанием путешествия, вы заслужили награду!

 

 

 

Десять золотых правил здоровьесбережения

 

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!

 

Здоровьесбеоегающие технологии по группам


 

 

 

НОД с детьми 3-го года жизни "В гости к солнышку"

воспитатель Крисанова Яна Николаевна

 

 

 

НОД с детьми 6-го года жизни "Смотри во все глаза"

воспитатель Никулина Венера Мухтаровна


 

 

 

 Роль физминуток и динамических пауз в периодах непосредственно образовательной деятельности

Подготовила ПДО по ОЧПС

Лаврентева И. В.

консультация 

 

Воспитывать детей физически совершенными – значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и т. д., настольные игры, да и просто просмотр телевизионных программ, мультфильмов часто происходят за столом, на полу или в кресле, т. е. в неподвижном состоянии. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность.

Особенно утомительна для детей этого возраста длительная однообразная работа или задания, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты.

Во время занятий с детьми следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Следовательно, важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7-8 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д.), нарушением осанки и координации движений.

Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т.п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти рабочей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3 – 4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Физминутка «Зарядка»

Наклонилась сперва

Книзу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

Физминутка «Маша-растеряша»

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет, (руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!

Физминутка «Как мячики»

Девочки и мальчики

 Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

 Ручками хлопают,

Головой кивают,

Все вместе отдыхают.

В детском саду проводится артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов (губы, зубы, рот, язык, голосовые связки). Она является зарядкой для артикуляционных мышц. Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.

На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки.

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

12. Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa

яяяяяяяяяяяяяя

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ

аааааеееее

аааааиииии

иииииааааа

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:

- стону,

- мычанию,

- свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.

В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох  и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыхания.

Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т.д.).

Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т.д.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.

2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, например карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на гладкую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и т.п.).

3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т.п.).

4. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха )н-р, игра «Паровозик» - ч-ч-ч-ч).

5. Детей учат на одном выдохе произносить 3 – 4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып и т.п.).

6. Детей учат слитно произносить фразу из 2–3, 3–4, 4-5, 5-6 слов – с коротким вдохом и длительным выдохом.

7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание:

вдох ртом, выдох ртом;

вдох ртом, выдох носом;

вдох носом, выдох ртом;

вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.

Развитие мелкой моторики руки

Нормальное развитие ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

Мелкая моторика ребенка 4 – 5 лет развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.

Тактильные ощущения 4-летнего ребенка развиты слабо.

Наблюдения за детьми показывают, что им трудно захватывать карандаш (правильно держать его тремя пальцами – щепотью). При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредником (в данном случае – карандашом).

Карандаш, ручка являются посредниками между рукой ребенка и бумагой, доской и т.п. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребенок сосредоточивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и др.), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка  быстро устает, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают учиться менять напряжение мелкой мускулатуры на расслабление. Это особенно хорошо видно при работе ребенка с ножницами, когда малыш старательно, но очень медленно вырезает полоску бумаги.

Таким образом, в среднем дошкольном возрасте начинается подготовка руки к письму. В четыре года проводится работа над правильным захватом орудия письма (щепотью руки) и распределением мышечной нагрузки (напряжение – расслабление), что способствует работе мышц при письме. Игровые упражнения типа «Горошина», «Лыжник» (пальчиковые игры с предметами) являются начальным этапом при подготовке руки к письму.

Перед педагогами и родителями встает задача развития мелкой моторики руки ребенка.

В детском саду

Создавать условия для развития мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения, мероприятия по художественному труду и другим видам детской деятельности (познавательной, изобразительной).

Начать работу по подготовке руки к письму (развивать тактильные ощущения, щепоть – содружество трех пальцев руки (большого, указательного, среднего), удерживающих орудие труда; формировать правильный захват карандаша; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки).

В семье

Развивать мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа «Пальчик, пальчик, где ты был?» и т.д.), развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т.д.).

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.). однако существуют определенные направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму.

К ним относятся:

  1.  Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

Развивая тактильные ощущения, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и знакомится с различными предметами окружающего мира. При этом осознанно пополняется и активизируется его словарь, и в первую очередь  - словарь признаков.

  1. Пальчиковые игры – без предметов; с атрибутами; с предметами.

В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.

  1. Штампы – работа с одним штампом; работа с карандашом-штампом.

В процессе работы со штампами развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Большая роль в работе со штампами принадлежит развитию щепоти, что непосредственно сказывается на подготовке руки к письму.

  1. Ниткопись – выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесенных на бархатную бумагу или вырезанных из нее.

Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно, мелкую моторику пальцев рук.

  1. Работа с карандашом – пальчиковые упражнения с карандашом; работа с карандашом-штампом.

Упражнения с карандашом помогут детям научиться правильно держать карандаш длительное время, свободно манипулировать им.

  1. Бисерография – выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков.

Бисерография развивает щепоть руки ребенка, качественно корригирует мышцы пальцев рук, воспитывает у ребенка усидчивость, внимание.

Зрительная гимнастика

         Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения дошкольника. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время, это относится и к детям. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин (а надо 5-10 мин), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин, дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

Зрительная гимнастика для детей является своеобразной релаксацией для нервной системы ребенка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Используется для улучшения зрения.    

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!  (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели.  (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук.   (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

 

Кто живёт у нас в квартире?

 Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

 Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

 Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

 Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

  Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

 Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

 Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

 Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)