Главная Родителям

Уроки для родителей

 

Мастер-класс (по изобразительной деятельности)

"Изготовление рамки для фотогафий"

ко Дню Матери

провела педагог дополнительного образования по ИЗО Феоктистова Т.Н.

Группа общеразвивающей направленности для детей 4-6 лет №5

Группа комбинированной направленности для детей 6-8 лет № 6 

 

 

Мастер-класс "Изготовление новогоднего шара"

 

провела педагог дополнительного образования по ИЗО Феоктистова Т.Н.

группа общеразвивающей направленноси для детей 5-8 лет № 4

 

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ

для детско-родительских пар

Тема: «Вырастай, моё «солнышко»!»

(сохранение психофизического здоровья)

для детей 3-4 лет и их родителей

                       

Дошкольный возраст – важный период в жизни ребёнка, в который устанавливаются и начинают развиваться первые, наиболее значимые отношения – с родителями и близкими родственниками. От того, как они будут формироваться и развиваться, зависит дальнейшее взаимодействие с окружающим миром в целом.

В современных условиях, при повышенной занятости родителей, их участие в воспитании и развитии детей сводиться к минимуму и в большей степени ложится на образовательные организации. Как следствие, нарушаются детско-родительские отношения, что приводит к негативным последствиям и в психическом, и в физическом развитии дошкольников.

У каждого ребёнка есть своя зона ближайшего развития  - то, что он уже умеет делать со взрослым, но ещё не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения он готов осваивать в ближайшем будущем. Но для того, чтобы чему-то научить ребёнка, нужно сделать это вместе с ним, основная роль здесь принадлежит родителям.

Ребёнку очень полезно много двигаться, кувыркаться и крутиться. Но функция произвольности поведения пока очень слабая, он ещё не может контролировать расход собственной энергии и успокаиваться тогда, когда силы уже на исходе. Поэтому необходимо уметь самостоятельно снимать нервное напряжение и контролировать утомление организма.

 

 


Задачи:

  1. развитие социальных и коммуникативных навыков;
  2. развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  3. снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  4. снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
  5. предоставление родителям необходимой информации о развитии и воспитании ребёнка.

Структура игрового практикума:

Ритуал приветствия – развивает навыки знакомства, позволяет поддерживать контакт, настраивает на общение.

Разминка – настраивает на продуктивную деятельность, активизирует группу, поднимает настроение.

Основная часть – содержит блоки упражнений, направленных на решение задач практикума.

Рефлексия – подведение итогов, возможность поддержать ребёнка, укрепить позитивные детско–родительские отношения.

Ритуал прощания – способствует завершению практикума и укреплению чувства единства в группе.

Предполагаемые результаты

Для родителей:

Расширение знаний об играх, упражнениях и других способах взаимодействия с детьми;

Овладение приёмов взаимодействия с ребёнком;

Формирование умения замечать и принимать индивидуальные проявления ребёнка;

Формировать умения уважать желания и потребности ребёнка;

Формирование умения быть активным соучастником ребёнка в его деятельности.

Для детей:

Развитие навыков саморегуляции;

Обретение уверенности в себе;

Развитие навыков самоконтроля;

Формирование способности подчиняться общественно принятым нормам что можно, нельзя), осознанно принимаить простые правила;

Снижение агрессивности (использование в конструктивных целях, например, в игре)

Количество участников: 6-10 родительских пар (12-20 человек)

Противопоказания для участия в практикуме: с детьми с задержкой умственного развития, аутичные, гиперактивные с выраженными чертами агрессивности и враждебности. С такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Игровой практикум для детско-родительских пар:

«Вырастай, моё «солнышко»!»

Цель: актуализация чувства единения в диаде «мать – ребёнок».

Оборудование: игрушка «сердечко», картинки «солнышко» и «дождик», корзиночка с фасолью.

Музыкальное сопровождение: подвижная музыка, музыка для релаксации.

Ход практикума

Родители сидят или стоят на ковре в кругу.

Вступительное слово педагога-психолога:

«Значение работы по сохранению психофизического  здоровья ребёнка».

Уважаемые родители! Наверняка каждый из вас хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребёнку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растёт психологически здоровый человек.

У каждого ребёнка есть своя зона ближайшего развития  - то, что он уже умеет делать со взрослым, но ещё не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения он готов осваивать в ближайшем будущем. Но для того, чтобы чему-то научить ребёнка, нужно сделать это вместе с ним.

Принимая участие в практикуме, наблюдая за своими детьми, учитывая их индивидуальные особенности и предпочтения, вы учитесь совместной с ними деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью, а дети учатся подчиняться общественно принятым нормам, осознавать себя и свои желания.

Игровое взаимодействие позволит научиться снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность.

Кроме того, воздействие игры позитивно влияет на развитие мелкой и крупной моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма. Выполняя вместе со взрослыми различные упражнения, дети смогут научиться управлять своими действиями и эмоциями.

  1. Ритуал приветствия. Упражнение «Я отправляюсь в путешествие…»

Инструкция. Педагог-психолог приветствует родителей, при необходимости представляется и представляет инструктора по ФИЗО и предлагает познакомиться: по кругу пускается «сердечко»…

- Прежде чем начать, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите своё имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас, и дополните фразу:

 «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант продолжения фразы, повторяет всё, что было сказано до него. Например: «Я Елена, я отправляюсь в путешествие и беру с собой ежедневник». Следующая за ней говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь с собой и беру с собой одежду.  Елена взяла ежедневник» и т. д.

 А теперь давайте расскажем о своих детях. Каждый из присутствующих должен продолжить фразу: «Мой сын/дочь лучший (ая), потому что…».

         Вступительное слово инструктора по ФИЗО:

«Значение работы по сохранению физического  здоровья ребёнка».

- Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о здоровье ваших детей, наших воспитанников, о том, какими способами можно его сохранить и укрепить. Что для этого делают педагоги и воспитатели ДОУ, и что можете сделать вы, родители, чтобы ваш ребёнок был здоров , чтобы у него сформировался интерес у к здоровому образу жизни и спорту, мы и попробуем сегодня рассмотреть на практике.

 

Презентация инструктора по ФИЗО:

«НОД в области «Физическое развитие»» .

Мастер  - класс для родителей инструктора по ФИЗО:

«Игл бол», «Зверобика».

В зал приглашаются дети, родители которых принимают участие в практикуме.

Игровое взаимодействие родителей с детьми

«Нам хорошо вместе»

Упражнение для детей «Меня зовут…» (детям достаточно называть свои имена)

  1. Разминка «Курочка и цыплёнок»

Инструкция. Родители располагаются на ковре в кругу, дети - перед ними. Отвечая на вопросы, передают по кругу мяч, сначала – родители, затем – дети.

Вопросы к родителям:

- Читаете ли вы сказки детям?

- Какую сказку читали последней?

Вопросы к детям:

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки вы знаете?

Предлагаем вам сыграть в сказку «Курочка и цыплёнок».

Педагог-психолог рассказывает сказку, участники – показывают её, повторяя вслед за ним движения. Упражнение сопровождается музыкой для релаксации.

Курочка и цыплёнок.

Наступила весна, появилась первая зелёная травка.

Солнышко ярко светило (руки поднимаются вверх) и

согревало своими тёплыми лучиками всё вокруг (поглаживания друг друга).

Вдруг на небе появилась маленькая тучка, и закапал тёплый дождик (дети стучат по своим коленкам, родители – по спине своих детей). Тучка улетела, подхваченная ветерком, и унесла с собой дождик.

В это время над цветами зажужжали пчёлы (дети: «ж-ж-ж-ж»),

запели птички чик-чирик (дети: «чик-чирик, чик-чирик»), а в тёплом уютном гнёздышке зашевелилось яйцо. Почему оно зашевелилось?.. кто подскажет?..

(Далее мамы играют роль скорлупы, а дети цыплят:                                                            колени подтянуты к груди и обхватываются руками,                                                         голова прижата к коленям. Мамы обхватывают детей и руками и ногами.)                                                                                                

Цыплёнку было хорошо и уютно в своём домике. Скорлупа защищала его, согревала, давала ему всё необходимое. Он пошевелился, покрутил головкой – нет, ещё не пришло время. Так хорошо сидеть у мамы в скорлупе!

Солнышко пригревало всё сильнее, и цыплёнку становилось жарко и тесновато. Он повёл плечиками, стараясь освободиться…  Но скорлупа не пускала – ей тоже было очень приятно чувствовать внутри цыплёнка. Крепко она его держала.                                                                                   Но цыплёнок не сдавался, он всё активнее шевелился, пробовал носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже голова показалась, плечики освободились.                          Скорлупа уже не сопротивлялась – она понимала, что пришло время отпустить цыплёнка. Ещё чуть-чуть… и цыплёнок на свободе! Он расправил свои маленькие крылышки, потянулся, довольный устроился в своём гнёздышке. Когда он окреп, то стал учиться играть.

Поиграем?

  1. Основная часть.

Игра «Послушный, непослушный цыплёнок»

Игру проводит педагог-психолог

Мамы сидят на ковре, дети – спиной к ним, между ногами.

Слово педагога-психолога.  Цыплята, как и детки, тоже бывают послушными и непослушными. Когда цыплёнок непослушный, он стучит лапками, машет крылышками, а мама его крепко держит, обняв сзади. Когда цыплёнок послушный, мама гладит его по голове и обнимает.

(Участникам предлагается показать послушного и непослушного цыплёнка.)

 

Игра «Солнышко и дождик»

Игру проводит инструктор по ФИЗО

Инструкция. Игра проходит под весёлую музыку. Дети изображают цыплят, мамы – зонтики. По ковру рассыпается фасоль.  

По команде «Солнышко!» (поднимается соответствующая картинка) -  цыплята гуляют на полянке и собирают фасоль.

По команде «Дождик!» (поднимается соответствующая картинка) они должны спрятаться под зонтики.

 Игру можно повторить несколько раз.

Упражнение «Прогулка»

 Игру проводит инструктор по ФИЗО

Инструкция. Упражнение проводится под спокойную музыку. На ковре раскладываются: «лужи», спортивные дорожки, скакалки (прямо, змейкой, зигзагом, кругов…) и др.  Дети с помощью родителей преодолевают препятствия (родители показывают как надо пройти то или иное препятствие).

 

Упражнение «Солнечный зайчик»

Игру проводит педагог-психолог

Инструкция. Упражнение проводится под релаксационную музыку. Участники слушают педагога-психолога, выполняя указанные им действия.

Слово педагога-психолога. Поиграли цыплята, устали и сели возле своих мамочек. От яркого солнышка на полянке появился солнечный зайчик. Он заглянул цыплятам и их мамам в глаза, побежал по лицу ( дети и родители гладят лица друг друга). Нежно погладьте ладонями мамино (папино) лицо: лоб, нос, щёки, рот, подбородок… аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика. (Обращаясь к родителям) Погладьте цыплятам голову, шею, животик, ручки, ноги. Зайчик забрался за шиворот – погладьте там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы его, подружитесь с ним… Улыбнитесь ему… А теперь давайте хлопнем в ладоши «раз, два, три» - теперь вы не цыплята, а ребята.

Вопрос к детям: Вам понравилось играть с мамочками?

Вопрос к родителям: Вам понравилось быть вместе? Видеть как светятся от радости глаза вашего малыша?

  1. Ритуал прощания.

Инструкция педагога-психолога.

Наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что вы получили позитивный заряд и испытали чувство единения со своим ребёнком. Давайте же попрощаемся дружно, весело, все вместе. Повторяйте за мной…

Дружно хлопнули в ладоши

все хлопают в ладоши

Вместе топнули ногой

все топают ногой

Всё, во что мы здесь играли

 

родители и дети в парах берутся за руки и подпрыгивают

Мы запомнили с тобой

 

участники берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону

«До свиданья!» - всем сказали

все машут рукой

Отправляемся домой.

  1. Рефлексия. Упражнение «Свеча»

Инструкция. По кругу передаётся свеча(игрушечная, на батарейках).Участникам предлагается поделиться впечатлениями от игрового сеанса, рассказать, что понравилось.

 


«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)

                                                                    

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находиться в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук! В связи с этим мероприятия по развитию мелкой моторики рук должны обязательно включаться в систему коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих различные отклонения в психофизическом развитии.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки реб

енка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

 

 

ПРАКТИКУМ

Тема:

«Рука – это своего рода внешний мозг»(Э. Кант).

(Развитие у ребёнка мелкой моторики)

для родителей детей 5-7 лет

                                                                         подготовили:

педагог-психолог Гриченок Ирина Викторовна

учитель-логопед Горбатых Ирина Афанасьевна

учитель-логопед Никифорова Анастасия Романовна

воспитатель группы компенсирующей

                                                                         направленности  для детей 6-7 лет

                                                                        Симоненко Олеся Николаевна


 

Цель:

 

  • показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
  • научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

 

Подготовительная работа:

 

  • организация выставки рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, ткани, пластилина);
  • изготовление приглашений на собрание родителей;
  • подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • подбор слайдов с пальчиковыми играми (для презентации);
  • изготовление кроссворда по теме  практикума;
  • организация выставки развивающих игр: шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры.

 

Оборудование:

 

  • плакаты с высказываниями:

 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский).

 

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

 

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант).

 

  • листы бумаги для оригами (по количеству участников);
  • описания игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • мультимедийная установка для показа презентации;
  • слайды с фотографиями играющих детей.

 

Участники:

 

  • педагог-психолог;
  • учитель – логопед;
  • воспитатель;
  • родители.

 

Форма-проведения:

 

  • практикум

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

 

Педагог-психолог. Накануне я предложила детям отгадать загадку.

 

               Пять да пять – родные братцы,

 

      Так все вместе и родятся.

 

        Если вскапываешь грядку,

 

      Держат все одну лопатку.

 

Не скучают, а играют

 

          Вместе все в одни игрушки.

 

 А зимою всей гурьбою

 

             Дружно прячутся в теплушки.

 

      Вот такие «пять да пять»,

 

  Угадайте, как их звать?

 

                                             (Пальцы.)

 

Наши ребята сразу догадались, о чём идёт речь. Правильно, о пальцах. Тема нашего сегодняшнего практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Вы уже успели посмотреть  выставку рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, ткани, пластилина). Предлагаю вашему вниманию презентацию: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 

Презентация

 

Давайте вместе решим кроссворд. (Примерный перечень слов: моторика, рука, пальцы, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.)

 

Кроссворд

 

О соотношении этих понятий (показ на слова кроссворда) и пойдёт наш разговор.

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

Сообщение учителя-логопеда

 

«Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка».

 

 

 

Очень часто вы спешите, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка  к письму – игра.

 

Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму? Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности при овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

 

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

 

Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу 2 задачи:

 

- косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

 

- готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисуем слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисуетвам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать её он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

 

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

 

  • Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым

 

на активные точки, связанные с корой головного мозга.

 

  • В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые

 

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. Д.).

 

  • В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

 

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в

 

головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

 

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». (Обратить внимание участников на плакаты с высказываниями великих людей) Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

 

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

 

Сообщение педагога-психолога

 

«Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

 

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различного вида инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.)

 

Особенно чётко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путё складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). Так, у инсценировок театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.

 

Ваши дети подготовили сюрприз – показ театра теней: «Что могут мои пальчики».

 

 

 

Театр теней

 

Мини-спектакль «Расскажу потешку пальчиками»

 

  1. v  

 

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами.

 

Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, оно и без того на редкость красноречиво и увлекает в свой волшебный мир оживших образов всякого, кто только может прикоснуться к нему. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идёт от простого к сложному: бабочка, пчёлка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь; игрушки-забавы, например прыгающий лягушонок, - и так до целой сказки с несколькими персонажами. сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок

 

Проведём практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью техники оригами, который проведёт воспитатель группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет.

 

Практикум

 

«Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью техники оригами».

 

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому необходимы упражнения на  развитие  межполушарного взаимодействия, которые можно применять и дома. О них вам  расскажет учитель - логопед группы компенсирующей направленности для детей 6 - 7лет Анастасия Романовна Никифорова.

 

Практикум

 

«Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия»

 

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:

 

  • Работа с раскрасками – штриховка;
  • Пальчиковая гимнастика – шнуровка;
  • Игры с конструктором – мозаикой;
  • Лека из глины и пластилина;
  • Нанизывание бус, бисера;
  • Сматывание цветных ниток в клубочки;
  • Работа с ножницами.

 

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры), некоторые из которых представлены на нашей выставке.

 

Подробнее остановлюсь на играх и шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широки. Эти игры:

 

- развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук;

 

- развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

 

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

 

- способствуют развитию речи;

 

- развивают творческие способности;

 

- косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

 

Познают мир руками не только крохотные малыши – игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев, полезны и старшим дошкольникам. Мария Монтессори почти 100 лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнуровки – и руки развивает, и сосредоточиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придётся сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить игру-шнуровку – набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какого-нибудь ещё деревянного предмета с дырками. Иногда к ним ещё прилагается деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама»?

 

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться задолго до поступления в школу.

 

Разнообразная самостоятельная практическая деятельность по развитию мелкой мускулатуры рук не только оказывает ценное развивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и готовит к овладению письмом в школе. Письмо – сложный навык, основанный на выполнении тонко-координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определённой функциональной зрелости коры головного мозга.

 

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия длоя накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

 

Рефлексия.

 

 

 

На информационный стенд мы поместили калейдоскоп интересных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук. Некоторые из них воспитанники уже выполняли на занятиях в группе, и сейчас мы сможем посмотреть самые лучшие варианты.

 

Слайд – шоу

 

(зафиксировать, как дети выполняли некоторые упражнения в группе, сопроводив слайды пословицами, поговорками и т.д.  Например: «Сделал дело – гуляй смело!» или «Есть терпенье, будет и уменье»)

 

 

 

  1. v  

 

А теперь позвольте спросить:

 

- Что нового вы узнали на практикуме?

 

- Какие выводы вы для себя сделали?

 

- Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

 

К сожалению о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

 

 

 

Памятки:

 

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

 

«Игровой калейдоскоп» (игры на развитие мелкой моторики)

 

«Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия»








СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok