Главная Полезные советы

Советы психолога

 

ТЕАТР  ТЕНЕЙ - КАК ФОРМА РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ

(из опыта работы)

 

Гриченок Ирина Викторовна,

педагог-психолог,

МБДОУ № 72, г. Курск

“Любите ли вы театр так, как люблю его я?” - спрашивал своих современников В.Г.Белинский.  Чувства выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.

Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить её новыми чувствами и мыслями. При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка – дошкольника. Он дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Занимаясь театрализованной деятельностью дети учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать  и координировать свои действия, приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. Она таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития и используется в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов  и т.п.

Старшие дошкольники при выступлении часто теряются. Наряду со сценическим волнением у многих детей появляется стеснительность, и они категорически отказываются от выступлений. Если бы речь шла только о выступлении ребенка на сцене, то этого можно было бы избежать. К сожалению, чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед  выступлением могут преследовать ребёнка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течении всей жизни. Весьма перспективными для преодоления сценического волнения является театр теней. Действуя за сценой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителя.

Театр теней – это волшебство, удивительный и зрелищный вид театрального искусства. С его помощью создаются удивительные театральные зрелища. Это самый романтичный, самый загадочный вид театрального искусства, соединяющий в себе элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, это и делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Гаснет свет и в полумраке на освещенном полотне оживают сказочные персонажи. Теневой театр позволяет ребенку более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным. Сначала ребенок должен привыкнуть к тени: во-первых, увидеть ее, во-вторых, следить за изменением тени в процессе выполнения каких-либо движений.

Большая ширма теневого театра позволяет участвовать в представлении людям-актерам. Источник света - прожектор. Все согласятся, что создать костюм персонажа, например, верблюда, довольно сложно, а в театре теней образ создается без особых затрат — при участии троих  ребят, и  верблюд смотрится очень эффектно! Дети с удовольствием изображают  собачку, белочку (участвуют два ребенка), бабочку (в изображении принимают участие трое детей), страуса.  Так же, при создании образов персонажей можно использовать элементы — зонтик, книгу, корону и т.п. Персонаж теневого театра может появиться в ходе развлечения, утренника или спектакля на несколько минут, и это всегда придает представлению настроение волшебства. Возможно создание мини-спектакля, который можно показать на общем собрании родителей или как часть спектакля (например “Сказочный сон”, “Удивительные животные”).

Большая ширма теневого театра может быть использована в  интересной игре, например, такой, как “Назови персонаж”. Участникам предлагается, втайне от зрителей, перевоплотиться в какого-то персонажа, можно использовать атрибуты, элементы костюма и подручный материал. Появившись перед зрителями, участник выполняет движения, входя в образ, а зрители должны узнать персонаж. Игра проходит обычно живо, весело, с большим эмоциональным подъемом.

Театр теней – это волшебство, это сказка, которую раз увидев,                                 не забудешь никогда!


Памятка для родителей

Как определить степень зависимости ребёнка от компьютера

           Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребёнка. Они обращаются к ребёнку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребёнку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребёнка:

А. Ребёнок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. ребёнок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

В. Ребёнок не откликается на просьбу, явно не слышит обращене, игру не прерывает – зависимость 2-3-й степени.

          В случае, если ребёнок вёл себя по схеме Б или В , необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребёнку с развёрнутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви своё занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной , то можно делать окончательный вывод о наличии у ребёнка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие правила.

Введите чёткий режим. «Обращение» с компьютером для дошкольника – 20-30 мин.в день. Старайтесь не поддаваться на слёзы, капризы и жалобы ребёнка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей помладше отвлекайте другими занятиями.

Поощряйте и хвалите детей. Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не скупитесь хвалить ребёнка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устаёт хвалить малыша, подчёркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то  время как взрослые часто относятся к промахам ребёнка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной игре, ведь поощрение и так уже заложено программой.

Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребёнка.

Контролируйте занятость ребёнка (кружки, широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.


 

Памятка для родителей

 

Эффективное поведение родителей в проблемной ситуации

 

Стимулируйте развитие у ребёнка взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремления объяснить и понять. Не берите ребёнка на руки. Опуститесь на уровень его глаз: « Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», « Успокойся, остынь, поговорим».

 

Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. Например, на прогулке ребёнок заявляет о желании ещё погулять, опуститесь на уровень его глаз и скажите: «Хорошо, мы гуляем ещё 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдём домой. Договорились?».

 

Попробуйте общаться с ребёнком, как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания).

 

Устанавливайте правила и границы дозволенного, в т.ч. и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо», следует прививать с малых лет. Ребёнок должен руководствоваться не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи.

 

Нет ничего опаснее для ребёнка, чем хаос, поэтому:

 

  • Чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;
  • Будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слёзы и истерики будут способом добиться своего. Ребёнок знает, что мамины угрозы могут оказаться пустыми словами. Поэтому их не следует сразу выполнять. Не шантажируйте ребёнка («если ты…, то…»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

 

Игру можно сделать заменой протеста. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребёнку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).

 

Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребёнка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте ребёнку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: «Ты наденешь колготки красные или жёлтые? Что тебе приготовить – яичницу или хлопья с молоком? Почему ты это хочешь? А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений)?».

 

Нужно разнообразить опыт общения ребёнка со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребёнка, тем меньше времени и сил остаётся на капризы (игры с красками, изоматериалами и т.д.).


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

Эмоции и желания

Способ подкрепления, соответствующий смыслу ситуации для обоих

родителя

ребёнка

Раздражение в ответ на действия ребёнка

Ребёнку требуется просто ваше внимание, поэтому ему всё равно, какое оно: положительное или отрицательное

Нужно действовать молча: подойти, погладить, обнять, поцеловать. Или  решительно прервать его действия, заглянув в глаза и твёрдо сказав: «Не нужно этого делать! Я рядом с тобой»

Поведение ребёнка вызывает злость и гнев, желание заставить его что-то сделать

Ребёнок ведёт себя так потом, что он борется за зону влияния

Ребёнку нужно дать возможность почувствовать себя самостоятельным и самоутвердиться. Для этого надо посмотреть ему в глаза и дать понять, что вы его любите, но делать так не позволите. Предложите альтернативу негативному поведению

Ребёнок ведёт себя так, что вам становиться не просто стыдно перед другими, а обидно, появляется желание свести счеты с ним

Ребёнок обижен на вас – мстит взрослому за свою боль

Нужно воздержаться от наказания и дать возможность выразить ребёнку негативные эмоции и чувства в социально приемлемой форме (дать побить подушку, разорвать на мелкие клочки газету и т. д.)

Вы чувствуете желание пожалеть или уговорить ребёнка на фоне чувства отчаяния

Ребёнок ведёт себя как отверженный, демонстрирует свою беспомощность и желание остаться в одиночестве, и очень жалеет себя

Здесь нужно показать ребёнку его ценность и значимость в каком-то деле, научить его не сдаваться и прислушиваться к внутреннему голосу. Надо чаще спрашивать ребёнка, чему он научился, и отмечать его малейшие достижения

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как помочь ребёнку подготовиться к поступлению в школу

  1. Не следует заниматься, если ребёнок активно отказывается от занятий – стоит отнестись внимательно к такому отказу и разобраться в причинах.

  2. Важно помнить: ребёнок не может сразу включаться в работу, поэтому стоит предусмотреть время (минут 10) для подготовки к занятиям. Некоторые дети долго раскладывают тетради, карандаши, фломастеры и т.п., несколько раз всё перекладывают. Взрослых это, как правило, раздражает, но ребёнку такое «врабатывание» необходимо.
  3. Любое занятие нужно начинать с того, что ребёнок уже знает, умеет, что у него хорошо получается. Необходимо создать положительный настрой, это помогает ребёнку включиться в работу.
  4. Любое задание необходимо не только объяснить, но и показать последовательность действий и весь ход их выполнения. В объяснении (в задании, инструкции) не должно быть ни одного непонятного слова. Любое слово, точный смысл которого ребёнок не знает, может сделать непонятной всю инструкцию.
  5. Если инструкция, задание непонятны ребёнку, нужно спокойно, без раздражения, терпеливо объяснить и показать всё ещё раз. Не следует укорять, отчитывать, ругать ребёнка за непонимание. Это вина не ребёнка, а взрослых, не умеющих объяснять!
  6. Переходить к более сложному заданию можно только после того, как без затруднений выполняется более простое задание. Усложнение должно быть постепенным, без скачков и резкого изменения сложности заданий.
  7. Необходимо несколько раз закрепить полученные знания, практические действия в самостоятельных формах работы, а затем время от времени в ходе занятий возвращаться к тому, что уже освоено, используя другие виды деятельности.
  8. Важно помнить, что занятия с дошкольниками – не уроки, поэтому не может быть занятий по письму или математике. Это должны быть комплексные, системные занятия, на которых идёт формирование познавательной активности и развитие интеллекта, совершенствование движения и речи, памяти и внимания и.т.п. таким образом идёт подготовка и к письму, и к чтению, и к математике.
  9. Не следует заканчивать занятия в ситуации неудачи («Ну ладно, хватит на сегодня, всё равно у тебя не получится»). Найдите, за что похвалить ребёнка на каждом занятии.
  10. Разговаривайте с ребёнком спокойно, доброжелательно, будьте терпеливы. Выработайте чёткие требования и правила  работы, следуйте им. Поощряйте вопросы ребёнка, старайтесь отвечать на них. Играйте, шутите, смейтесь вместе с ребёнком. Занятия должны быть радостью, а не тяжким трудом.



Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходиться. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1.Не пытайтесь сделать из ребёнка самого – самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?» или «Я в твои годы на турнике 20 раз подтягивался, а ты тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2.Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3.Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4.Избегайте свидетелей.

Если, действительно, возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь.

Не стремитесь к виртуозному выполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь.

1.Слово.

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные. И пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2.Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому, как можно больше, ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3.Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите, что хотите.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

obratnaja250

propal rebenok